Кольца колодезные

Колодцы не теряют своей актуальности. Разница заключается лишь в том, что раньше шахту для них могли монтировать из древесины. Служила она довольно долго. Даже сегодня можно встретить изделия пережившие года. Но время не стоит на месте и сегодня в большей степени используют бетонные кольца для колодца. Они довольно практичны и имеют продолжительный срок службы. Также их монтаж занимает меньше времени. Такие кольца имеют свою классификацию и разновидности, поэтому стоит хорошо разбираться в них до того, как сделать заказ и установить их.

Какие бывают колодцы

Раньше слово колодец применялось только к строениям, которые были предназначены для забора питьевой воды. Сегодня в строительной практике это слово может применяться к различным изделиям. Одним из видов колодцев является канализационный. Он также монтируется из бетонных колец, но его предназначение несколько разница. Одни канализационные колодцы используются для прокладки водопровода и кабельных коммуникаций. В них может располагаться насосное оборудование, которое используется для скважин. Также в них помещают основные узлы развязки и контроля подачи водопроводной воды.

Газовые колодцы используются в газовых магистралях для доступа к вентилям и их обслуживания. Есть колодцы для сточных вод или дренажные. Они необходимы в тех случаях, когда требуется отвод дождевой воды или воды от талого снега. Такие строения служат для сбора и перекачки этой жидкости к очистным сооружениям. Колодцы для осмотра могут размещаться по периметру протяженности канализационного тока или дренажных каналов. Их предназначением является простой доступ к магистрали и возможность очистки засоров, если они возникнут. Некоторые виды колодцев используют как выгребные ямы или септики. Для каждого вида колодца требуется свой подход при монтаже, а соответственно и свой тип, колец, который будет использоваться, поэтому также важно знать и о разновидности колец.

Кольца и их разновидности

Если говорить просто, то условием разделения колец на виды служит в основном место и способ их монтажа, поэтому выделяют:

  • вспомогательные или доборные;
  • кольца для формирования стен шахты;
  • донные кольца;
  • колодезные кольца с замком;
  • кольца, на которых смонтирована плита перекрытия;
  • бетонные кольца сборные;
  • армированные или железобетонные кольца.

Первый вид бетонных колец используется в согласии со своим названием. Они не монтируются самостоятельно. Обычно их применяют в паре с другими видами колец. Размеры доборных могут отличаться от стандартов. Они могут быть уже или меньше по высоте. Это может быть связано с тем, что при строительстве колодца не всегда можно учесть все подводные камни, и в некоторых случаях приходится углубляться больше, чем планировалось изначально, а это означает, что бетонные кольца могут не выступать над землей на требуемом уровне. Если поставить еще одно стандартное, то высота будет выше требуемой для монтажа, например, домика на колодец. Именно в таких ситуациях и выручают доборные кольца.

Стеновые кольца имеют заданный стандартный размер. Они применяются для формирования основы шахты колодца. Они должны иметь стенки требуемой толщины, чтобы под натиском грунта не происходило разрушения. Железобетонные кольца имеют более прочную структуру за счет использования армирующих элементов внутри конструкции. Это могут быть прутья арматуры или специальная подготовленная сетка. Донные кольца с закрытым торцом используются для выгребных ям или для ям, которые предназначены для хранения питьевой воды.

Бетонные кольца с плитой перекрытия используются для завершения всей конструкции. Обычно в плите предполагается наличие отверстия под монтаж основы люка и крышки люка. Такие решения часто применяются для канализационных и коммуникационных шахт. Кольца с четвертью или замковые имеют по торцам небольшие выступы и углубления. Они соединяются между собой, образуя прочное и герметичное сочленение. Сборные элементы изготавливаются по индивидуальному проекту для конкретного объекта. Они представляют собой завершенную конструкцию с днищем и оголовком. Используются для септиков и создания резервуаров для хранения чистой воды.

Обратите внимание! Каждая конструкция индивидуальна, поэтому в ней может быть использована комбинация тех или иных элементов и видов бетонных колец. Есть также отдельный подвид изделий в форме квадрата.

Плюсы и минусы бетонных колец

Железобетонные кольца имеют большое количество преимуществ. Если перечислить основные, то это:

  • хорошая герметичность;
  • продолжительный срок службы;
  • простота проведения монтажных работ;
  • возможность создания конструкций большой глубины;
  • устойчивость к смещению и боковому давлению грунта;
  • разнообразие размеров и возможность изготовления под заказ;
  • простота ликвидации трещин и сколов;
  • отсутствие токсичных выделений.

Недостатком является необходимость найма дополнительной техники для доставки и монтажа. Для больших размеров придется использовать подъемный кран. С меньшими можно обойтись ручной или электрической лебедкой. Во время проведения работы требуется аккуратное обращение, если элемент упадет с высоты, то просто расколется на части и восстановить его не будет возможности. Такие изделия имеют гарантийный срок службы, поэтому рано или поздно их придется менять.

Маркировка и размеры

Для стандартизации производства самих изделий и колодцев были разработаны обозначения, а также размеры. Используются двух- или трехбуквенные обозначения, а также цифры. Например:

  • КС – кольцо для стенки шахты;
  • КО – завершающий элемент, который является опорным;
  • КФК – элементы, которые применяются для дренажных или водосборных систем и канализаций;
  • КВГ – универсальная единица для колодцев под водо- и газопровод;
  • КЛК – ливневые единицы, которые предназначены для отвода дождевой или другой воды после осадков.

Цифры, которые идут после приведенных выше сокращений обозначают высоту и ширину изделия. Например, КС-10-6 – говорит о том, что элемент не имеет дна, первая цифра говорит о внутреннем диаметре, который равен 1 метру, а вторая цифра указывает на общую высоту, которая составляет 60 см. Свою маркировку также имеют аксессуары или дополнительные элементы к кольцам:

  • ПД – верхняя плита, которая укладывается на дорожный просвет;
  • ПП – плита, в которой есть отверстие под люк;
  • ПН – это нижняя плита, которая обеспечивает герметичность днища;
  • КО – дополнительный элемент, который укладывается под дорожное покрытие.

Каждая отдельная плита по диаметру подбирается под диаметр кольца, на который будет смонтирована.

Обратите внимание! Разброс размеров по диаметру находится в пределах от 80 см до 220 см, а по высоте – от 30 см до 90 см. Более подробно можно посмотреть в таблице, которая приводится ниже.

Железобетонные кольца

Наличие усиливающей основы не является обязательным требованием, но именно ЖБИ единицы отличаются высокой устойчивостью. В заводских условиях кольца изготавливаются путем вибрационной трамбовки. В форму устанавливается основа для ЖБИ. После этого форма опускается на специальный постамент. Сверху заливается подготовленный раствор и включаются двигатели, которые и обеспечивают вибрационное воздействие. Благодаря этому процессу производится быстрая усадка и взаимодействие металлических прутьев и бетона. По завершении процесса форма снимается, а ЖБИ оставляется на месте до полного высыхания, после чего складируется на площадях производителя. Чаще всего железобетонные кольца используются под дорожным полотном и в других местах со значительной нагрузкой.

Самостоятельно изготовление

Бетонные колодезные кольца легко можно изготовит в домашних условиях. Даже ЖБИ единицы поддаются обработке. Основное, чем придется обзавестись – специальная форма. Ее можно сделать самостоятельно. Для этого потребуются обрезки металлической или пластиковой трубы с большим диаметром. Также форму для колец можно изготовить из древесины. Отдельные дощечки сбиваются между собой в круг, как это делалось для бочек. Два элемента должны быть различного диаметра, разница будет равна толщине стенки. Подойдет также и листовой материал, его можно согнуть на прокатном станке. Чтобы в процессе стенки не деформировались через каждые 20 см привариваются вертикальные распорки.

Меньший круг укладывается внутрь большего и выставляется посередине. После этого их можно зафиксировать между собой распорками, чтобы они не смещались. Готовится бетонный раствор в пропорциях 4:3:1. Первая цифра – это количество частей щебенки или другого наполнителя, вторая – песок и третья – цемент. Воды должно быть не слишком много, чтобы раствор был нежидким. Между формами укладывается армирующая арматура и заливается подготовленным раствором. С помощью деревянного бруска или глубинного вибратора производится трамбовка составляющих кольца. В раствор также стоит опустить скобы из стальной проволоки на всю высоту кольца. С ней будет легче производить погрузку и монтаж. Снимать форму можно через 3 или 4 дня. Все зависит от погодных условий. Для наглядности посмотрите видео.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.